ДЕСЯТЬ СЛОВ,КОТОРЫЕ ИЗМЕНЯТ ШКОЛУ

ФИЛОСОФСКИЙ ДЕКАЛОГ:

ДЕСЯТЬ СЛОВ,КОТОРЫЕ ИЗМЕНЯТ ШКОЛУ

 

Ротенфельд Ю.А

 

ГОУ ЛНР «ЛУГАНСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»,ЛУГАНСК, УКРАИНА

 

Аннотация.В статье рассматривается проблема формирования новой научной философии и новой педагогики. Обоснование видится на пути выявления десяти новых сравнительных понятий, позволяющихпривести школьное знание в систему, формирующую целостный взгляд на полученную ребенком информацию.

Ключевые слова: Мышление, Понятийное мышление, Сравнительные понятия, Рассудок, Разум, Мудрость.

 

Abstract. The article deals with the problem of the formation of a new scientific philosophy and new pedagogy. The rationale is seen on the path of identifying ten new comparative concepts that allow school knowledge to be brought into a system that forms a holistic view of the information received by the child.

Key words:Thinking, Conceptual thinking, Comparative concepts, Intellect, Reason, Wisdom.

 

Говорят:«изменить мышление, значит, – изменить мир», для чего вполне достаточно изменить гуманитарное мышление школьников, поднимая его с рассудочной ступени в развитии ума на две более высокие ступени– на ступени разума и мудрости.Сделать это возможно не иначе, как за счет расширения границ нашего языка, добавив к нему язык сравнительных понятий, что соответствуетодному изизвестных положенийЛюдвига Витгенштейна: «5.6. Границы моего языка означают границы моего мира» (1).

Известно, что язык состоит из трех типов понятий. Их называет Рудольф Карнап в своей книге«Философские основания физики. Введение в философию науки» (3)– это классификационные, сравнительные иколичественные понятия. Однако, на мой взгляд, количественные понятия не следует выделять в качестве третьего типа, поскольку это все те же сравнительные понятия градационного вида, что позволяет числам отражать отношения междумножеством таких понятий как«тяжелое» и «легкое», «богатое» и «бедное» и т.п. Взяв меньшее за единицуизмерения, мы осмысливаем большее как отношение между величинами. Поэтому надо согласиться с тем, что язык включает в себя не три, а два типапонятий – классификационные и сравнительные.

Раскол между естественными и гуманитарными наукамисостоит в том, что гуманитарные дисциплины используют для своих целей в основномклассификационные понятия – понятия, которые что-либо называют. Тогда как естественные науки используют и классификационные и сравнительные понятия.

Первый шаг состоит в том, что мывыделяемсравнительные понятия в особую группу конкретно-научных сравнительных понятий, которую разделяем по видам. Этопонятияградационного, ортогонального, дополнительного и подобного вида, которые вводим в гуманитарное мышление. Тем самым мы поднимаем рассудочное мышление гуманитариев до разумного мышления «технарей».

Это значит, что рассудок и разумможно разделить в строгой зависимости от использования в мышленииязыковых средств– рассудочное мышление отождествляем с мышлением классификационными понятиями, тогда как разумное мышление –с двумя типами понятий. При этомконкретно-научные сравнительные понятия позволяют осмысливать природные исоциальныепроцессы, их конкретное многообразие. В результате, мыпереходим от рассудочного мышления в терминах структуры к разумному мышлению в терминах процесса.

Мышление, основной категорией которого является процесс, в высшей степени, присуще современным физикам, поскольку окружающий нас природный мир они представляют как движение, побудительной силой которого выступают противоположности. То же самое касается и социальной реальности, поскольку общество есть не более чем аналогичный процесс.

Восхождение на следующуюболее высокую ступень в развитии ума – на ступень мудростидостигается за счет использования в мыслительном процессе не только классификационных и конкретно-научных сравнительных понятий разных видов, но благодаря еще одному, выделенному нами, типу мыслительных средств,которые подобно числам, образуют кумулятивный ряд конкретно-всеобщих сравнительных понятий разных видов.

Но, если числа отражают количественное многообразие мира, то конкретно-всеобщие сравнительные понятия, отражают то, как наши понятия связаны с динамикой мира, как они отражаютнаиболее общиеприродные и социальные процессы.

Осмыслить эти процессы при помощинаиболее общих классификационных понятий невозможно, вот и приходится вводить в гуманитарные дисциплины два совершенно новых типа понятий. Это конкретно-научные и конкретно-всеобщиесравнительные понятия, посредством которых мы по-новому видимокружающий мир.

Первые понятия нужны для того, чтобы расколотые по предметам гуманитарные дисциплины сделать науками, тогда как вторые –чтобы превратить философию в объективное знание о наиболее общих законах развития природы общества и мышления.Не случайноГ.-Г.Гадамерпо этому поводу отмечал, что«… философия – это постоянное усилие отыскания языка или, скажем с еще большим пафосом, постоянная мука нехватки языка...»(2).

Мы находим этот язык в лице множества конкретно-научных и конкретно-всеобщих сравнительных понятий, что позволяет переосмыслитьобщеизвестный диалектический метод, понимаемыйкак мышление противоположностями.

Для этого рассмотримгегелевскуюпарадигму конкретного тождества, понимаемого как тождество противоположностей:

ТОЖДЕСТВО - КОНКРЕТНОЕ ТОЖДЕСТВО - РАЗЛИЧИЕ

Очевидно, что такое обобщение различий ведет в тупик, поскольку противоположности надо понимать не иначе как одно из многих конкретных различий, т.е. как разность потенциалов, обусловливающую двигательную силу реальности. В гегелевской, а, значит, и в марксистской диалектике этого нет.

Чтобы сделать диалектику объективной философской наукой, направленной на осмысление не только естественных, но и социальныхпроцессов нужнопринцип конкретного тождестваразделитьна строго упорядоченное множествоконкретных различий. Этодесять сугубо научныхконкретно-всеобщихсравнительных понятий, дающих объективные точки зрения на природный и социальный мир(7; 94). Эти понятия– фундамент релятивного философского знания:

ФилософскийДекалог

В качестве инструмента интеграции знаний надо вводитьэти понятия в сферу традиционного школьногообразования, после чего вокруг каждого из них переорганизовать в определенном порядке основные учебные предметы.

Так возникает совершенно новый тип учебного процесса, на ранней стадии которого формируется мышление общими сравнительными понятиями, в том числе и числами, обусловливающими похожесть нескольких или большинства изучаемых явлений.

В результате педагогика становится «практической философией», нацеленной на познание общего, поскольку Декалог,собирая расколотое по предметному принципу школьное знание воедино, дает научно обоснованную целостную картину мира.То же касается и университетского знания, поскольку нынешние студенты, да и преподаватели тоже, ещене знакомы с мышлением сравнительными понятиями.

В условиях информационного бума школекак никогда раньше, нужно метапредметное философское знание, что и должна была дать, но не дала ей вся предшествовавшая философия (6; 140-151).В то же время школе нужны и расколотые по предметам конкретно-научные знания.

В рамках изложенного, хотелось бы коснутьсяи тех баталий, которые до сих пор идут между сторонниками традиционного процесса строго организованной передачи знаний и сторонниками самостоятельного процесса усвоения ученикоминформации и создания им собственной картины мира.

Я сторонник первой концепции, поскольку большего вреда для взаимопонимания между людьми, для раскола единства страны и мира, чем вторая концепция придумать трудно. Ибо каждый, проживая в собственном мире, и не имея общих точек зрения на реальность, не может понять другого. В результате будет«война всех против всех», что мы уже наблюдаем.

Каким бы разнообразным ни был мир, каждый человек должен иметь базовую, одинаковую для всех систему знаний и ценностей. Поэтому роль учителя не ослабевает, а, напротив, должна быть усилена монополией на общие для всех базовые знания. Общество заинтересовано не только в разнообразии, оно должно стремиться к единообразию, обусловливающему его единство (9; 117-124).

При этом одна концепция вовсе не отрицает другую. Первая приводит к пониманию мира и взаимопониманию между людьми на основе общих точек зрения, получаемых благодаря сравнительным понятиям – универсалиям. Она идеальна для обучения как предметным, так и философским надпредметным областям.Вторая – для развития творческих способностей ребенка, критического осмысления им различных ситуаций. В этом смысле традиционный подход служит фундаментом и отправной точкой для получения новых знаний и их творческого переосмысления. Однако добавлю, что без научного диалектического метода, что имеет место сегодня, этот подход бесперспективен.

Поэтому я предлагаю новый метод умственного развития детей  – «Трилогию ума» (10; 36-40) как мышление сравнительными понятиями, позволяющими восходить от рассудка к разуму и мудрости.

Именно на этом конкретно-всеобщем философском фундаментенужно строить подход к современному школьному образованию, рассчитанному не только на сегодняшние общественные потребности, но и на долгую жизнь в условиях информационного общества, которое в буквальном смысле задыхается от избытка конкретно-научной, во многом рассудочной информации (5;29).

Ступени восхождения от рассудка к разуму и мудрости

Новый подход к школьному образованию собирает знание в голове ребенка, как по предметам, так и по межпредметномупанлогическому принципу, позволяющему обучать детей не только рассудочному и разумному мышлению, но и философской мудрости, нацеленной на познание наиболее общих отношений действительности. В отличие от всех школьных программ, наша программа, делает школу подобной древнегреческим философским школам и имеет задачу развивать мышление ребенка,начиная с детского сада до университетской ступени.

Благодаря десяти новым словам ребенокобнаруживает, что, несмотря на разные предметные материалы, он проделывает с ними одно и то же, поскольку для осмысления реальности, пользуется одними и теми структурами мысли, общими, для природной и социальной среды его обитания.

Философский Декалог приводит школьные знания в систему, формирует целостный взгляд на полученную ребенком информацию. Поэтому дети будут решать задачи, которые относятся не только к одному, тому или иному предмету, как это имеет место сегодня, а получают возможность применять одни и те же знания к разным предметам.

В результате того, что за разными физическими и социальными явлениями обучающиеся –школьники или студенты научатся видеть одинаковое содержание, менее остройстановится и проблема с изучением больших объемов учебного материала,обусловленных лавинообразным приростом информации, какой мы сегодня наблюдаем.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1.      Витгенштейн Людвиг. Логико-философский трактат. Предисловие. К. Королев, 2010. Издание на русском языке ASTPublishers, 2018.

2.      Гадамер Г.-Г. Актуальность прекрасного. М.: Искусство, 1991, с. 26-43

3.      Карнап Рудольф. Философские основания физики. Введение в философию науки.- М.: Прогресс, 1971. -. 392 с.

4.      Ротенфельд Ю.А. Выйти  из лабиринта! //Санкт-Петербургская Академия постдипломного педагогического образования. Академический Вестник. Выпуск 4 (30), 2015. – С. 67-73.

5.      Ротенфельд Ю.А. МУДРАЯ ШКОЛА: «Трилогия ума» как новый метод умственного развития детей /Юрий Ротенфельд. – [б.м.] : Издательские решения, 2017. -  292 с.

6.      Ротенфельд Ю.А. От отдельных школьных предметов к синкретическому  знанию // Филос. науки. - 2015. - № 7. - С. 140-151.

7.      Ротенфельд Ю.А. Ребенок в языковой среде: восхождение от рассудка к разуму и мудрости // Интернет и цифровое пространство: постматериальные ценности молодежи: сборник научных трудов – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2018. – 439 с.

8.      Ю.А.Ротенфельд Сделать философию наукой просто. Европейский способ мысли и русская философия (к методологии междисциплинарных исследований в философии). Том 2, 2017, Ростов-на-Дону. С. 235 – 241.

9.      Ротенфельд Ю.А. Философия как метапредмет в школе: основы интеграции гуманитарных и естественнонаучных знаний // Философия образования. – 2014. – № 1. – С. 117-124.

10.    Rotenfeld Yuriy. Trilogy of Intellect as a New Method of Children Intellectual Development, Philosophy Study, ISSN 2159-5313 January 2014, Vol. 4, No. 1, 36-40.


 

 
Если вам понравились идеи нашего института - вы можете оказать материальную помощь на его развитие
Карта Мир 2202 2005 9789 0480
top