Наша образовательная лицензия (франшиза)

 

«ТРИЛОГИЯ УМА» КАК НОВЫЙ МЕТОД ИНТЕГРАЦИИ ЗНАНИЙ

 Институт философских инноваций презентует оригинальный авторский конкретно-всеобщий метод умственного развития взрослых и детей, интегрирующий естественнонаучное и гуманитарное знание. Это более общий метод, нежели частно-научные методы, но менее общий, чем существующие абстрактно-всеобщие философские методы [1]. Мы добиваемся осознания обучающимися неполноты общепринятого рассудочного философского мышления и отхода от его абсолютизации.

Предлагаемый курс – это форма занятия (уроки, лекции, коучинг), в котором показан разрыв в 25 веков между зарождением, становлением, деградацией, гибелью и возрождением философии как конкретно-всеобщей объективной науки. В нем дан вызов традиционной, идущей от Сократа и Платона рассудочной философии. Он предусматривает не только сообщение знаний, соединяющих нашу исследовательскую программу с практикой преподавания в школе и в университете. Но и плюрализм мнений, обеспечивающий всем желающим возможность высказать свою точку зрения, как в поддержку высказанных идей, так и в их опровержение, позволяющий самостоятельно использовать данный метод для осмысления тех научных проблем, которые непосредственно стоят перед (учителями школ и преподавателями социально-гуманитарных дисциплин в вузах), каждым из обучающихся.

Цель курса:

- возрождение конкретно-всеобщего философского мышления, зародившегося  в древнегреческой мифологии и в первых древнегреческих философских школах и обоснование его наиболее общего метода – «Трилогии ума», как конкретно-всеобщей формы философии, ломающей устоявшийся взгляд на современную философию как на единственно возможный предельно общий, рассудочный способ осмысления природного и социального мира.

Задачи курса:

а) показать зарождение конкретно-всеобщей формы разумного мышления, его исходные мыслительные структуры, общие для природной и социальной действительности: - Гесиод и милетская философия: «дике», «адике», «промежуточное», «противоположное»;

б) вершина философского конкретно-всеобщего разумного мышления:

- «музыка сфер» и теорема Пифагора, «гармония лука и лиры» Гераклита как отражение обменных процессов в природе и обществе;

в) деградация конкретно-всеобщего разумного мышления, подмена истины мнением: - Парменид и Зенон, Сократ и Платон [2, с. 22-31];

г) борьба Аристотеля против мнимой мудрости Сократа и Платона [3, с. 136 – 196]. Спор Аристотеля с Платоном: «что есть мудрость» [4, с. 84 – 94];

- постановка локальной задачи: в чем суть аристотелевских четырех видов противолежания: «противоречащее», «соотнесенное», «противоположное», «лишенность и обладание», почему «лишенность и обладание» является частным случаем «соотнесенного» [5, С. 121 – 168]. Показать полезную модель «Линейка Аристотеля»; 

д) обсуждение взаимосвязи понятий «рассудок» и «разум» в контексте аристотелевских видов противолежания [6, с. 26-41]. «Трилогия ума» как демаркация рассудочного и двух форм разумного мышления, отражающего единство естественнонаучных и гуманитарных знаний [7, с. 146-164].

           http://www.infilinn.com/media/obr3.png    

Схема 1. Аристотелевские «начала» мудрости в нашей интерпретации

Удивительным является то, что Аристотелю удалось однозначно определить эти исходные для философии понятия, привязать их к опыту, установить однозначное соответствие между каждым из них и множеством объектов действительности, подпадающих под определение этих понятий. 

е) дополняя Схему 1 новыми категориями: «Отортогональное – 1 Пифагора» (через теорему Пифагора) и «Ортогональное – 2 Гераклита» (через «гармонию лука и лиры» Гераклита) отражающими объективные причинно-следственные связи, общие для природного и социального мира, мы получаем универсальную парадигму познания (метапарадигму). Она позволяет подниматься от познания тождественности вещей к постижению все более далекого их родства, а, значит, — к созданию все более полных теоретических моделей, отражающих гармонию и разумность мироздания. Точки на Схемах 1 и 2 обозначают не проставленные на них сравнительные понятия.

              http://www.infilinn.com/media/obr4.png                    

                   Схема 2. Универсальная парадигма познания (метапарадигма)

 Операция «сравнение» — это главная операция мышления. Она задает восходящее движение всему познанию, обусловливая собой совокупность трех логических направлений, объединенных общей идеей сравнения. При этом главное достоинство сравнительных понятий в том, что они дают объективные точки зрения и оказываются пригодными для осмысления не только природных, но и социальных процессов. Это обусловливает единство естественнонаучного и гуманитарного знания.

Выходит, что в споре Аристотеля с Платоном каждый из них был по-своему прав. Платон был прав в том, что мудрость обусловлена умением находить все более общие идеи, каждая из которых отождествляет все более далекие различия, умением выстраивать их одну за другой доходя до самой общей из них. Тогда как Аристотель оказался прав в том, что реализовать задуманное Платоном можно не иначе, как с осмысления самых исходных начал – видов противолежания;

ж) показать полезную модель «Гармония лука и лиры Гераклита» и с ее помощью  добиться понимания того, что современная теоретическая физика начинается с осмысления природных обменных (колебательных) процессов Жаном Буриданом и Николаем Орезмом [8, с. 26-41]; 

з) показать, что современная теоретическая философия начинается с осмысления К. Марксом и Ф. Энгельсом обменных процессов в обществе. Осветить роль понятия «клеточка» в становлении социально-политической теории К.Маркса;

 - показать, что через 25 веков после Гераклита (ок. 540 - 480 г. до н.э.) осмыслением обменных процессов в обществе с сугубо научных позиций начал заниматься К.Маркс;

- показать, как посредством формационной модели общества К.Маркс отображал взаимосвязь локальных (микро) и глобальных (макро) социальных процессов (обменов, взаимодействий);

-  обоснование коперниканской фигуры истории [6, с. 26-41] и на ее примере показать несовершенство диалектико-логической концепции К. Маркса, повлекшей за собой фатальные ошибки в его социально-политической теории [6, с. 146-164];

- осмысление сервистических, постлиберальных отношений обмена, как вполне возможных общественных отношений  [6, с. 146-164];

  
 

               Рисунок 1. Коперниканская фигура истории

и) осмысление трендовой фигуры истории [9, с. 55-60], задающей однозначную направленность социальной эволюции по пути нравственного прогресса.

По примеру технических аналитиков, социальные ритмы мы изображаем по градационной шкале. При этом время откладываем по горизонтальной координате, тогда как по вертикальной координате откладываем цену человеческой личности, выраженную в четырех формах обмена ресурсами: тиранической (Т), крепостнической (К), либеральной (Л), сервистической (С).

 st25_8 

  Рисунок 2. Трендовая фигура истории     

Постигая суть технического анализа биржевой игры [10], и применяя его для осмысления обменных процессов в обществе, мы учимся видеть на графике отражение всего того, что происходит на глобальном рынке человеческих взаимодействий. Но главное — мы постигаем ценность самого человека, которая возникает не иначе, как в процессе социального обмена ресурсами.

При анализе социальных отношений, точно также как и при анализе сделок в биржевой игре, выделяем три типа трендов: «бычий», когда ценность человека повышается, когда побеждает «Добро», «медвежий» когда побеждает «Зло» и «боковой» при незначительных изменениях общественных отношений.

Понимая энергетику исторического процесса, обусловливающую единство его микро- и макро- ритмов, мы сможем активно влиять на его темпы и его направление в будущем. Ибо нет власти, которая господствует над народом, — есть люди, которые, решая для себя вопросы уважения к другим и самоуважения, это терпят, определяя тем самым цену себе.

Литература

1.Ю.А.Ротенфельд. Неклассическая диалектика.–  М. : «Луч», 1991.

2. Ю.А.Ротенфельд  Проблема тождества и различия в античной и современной философии. Философские науки, 1989, № 5.

3. Юрий Ротенфельд. Запечатанная книга: Кризис понимания. Кн. 2. Философия, или тень мудрости: Альтернативный курс древней европейской философии. – Луганск: Свїтлиця, 1999.

4. Ротенфельд Ю. А. Возродить мышление Аристотеля – значит изменить мир / Ю. А. Ротенфельд // Историко-философские исследования М. К. Петрова в горизонте проблем современности : Материалы международной научной конференции «ХХV Петровские чтения» / под. ред. проф. А. Н. Ерыгина. – Ростов н/д : ОАО «Дониздат», 2012. – 200 с.

5. Аристотель. Сочинения в четырех томах. Т. 1. Ред. В. Ф. Асмус. М., «Мысль», 1975.

6. Ротенфельд Ю.А. Восхождение от рассудка к разуму//Философия и общество. —  2012. —  № 1.

7. Ю.А.Ротенфельд. Возродить школу разума: к истории становлення понятийного мышления в науках. Неизбежность нелинейного мира: Приложение к журналу «Философские науки». .Монография. К 100-летию со дня рождения В.С.Готта.  Москва. Гуманитарий, 2012.

8. Юрий Ротенфельд. Миссия Патриарха. Философские начала мудрости. – Санкт-Петербург – «Еврпейский Дом» – 2008.

9. Ю.А.Ротенфельд. Общественные отношения в терминах биржевой игры. Игровые практики культуры: Научные доклады и сообщения, СПб., 2010.

10. Технический анализ / М. Кан. — СПб.: Питер, 2003. — 288 с.: ил.

11. Ротенфельд Ю.А. Философия в школе: трилогия ума. О новом методе умственного развития детей. Детство как антропологический, культурологический, психолого-педагогич. феномен, Самара, «Изд-во Ас Гард», 2012. – 546 с.

12. Проблемы и дискуссии в философии России второй половины XXвека: идеи М.К.Петрова (XXVI-е «Петровские чтения»): Материалы Международной научной конференции / Под ред. проф. А.Н. Ерыгина. – Ростов н/Д: Донское книжное издательство, 2013. С. 225 – 230.

13.  РотенфельдЮ.А. Оновомфилософскомметодеумственногоразвитиядетей/ About a new philosophic method of children intellectual development //XXIII World Congress of Philosophy “Philosophy as Inquiry and Way of Life”: Abstracts (Athens, 04-10 August 2013). – Athens: Militos Publications, 2013. – 818 p.

 

 

       

 

             


 

 
Если вам понравились идеи нашего института - вы можете оказать материальную помощь на его развитие
4276 5500 4006 1932 - Сбербанк
5167 4910 0121 9335 - Ощадбанк
top